На главную

Гордость района

И может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Мари- Турекская земля рождать. В отделе «Гордость нашего района» представлены наши именитые земляки: Мосолов В.П. – первый марийский академик, Платунов М.Г. – профессор живописи, Кокорин Н.К. – ас русской авиации, Сушкина С.С. – первая народная артистка, оперная певица, Гибадуллин Г.Г. – первый народный артист цирка РМЭ, Айглова И.И. – первая женщина-мари, награжденная орденом Красного Знамени, Муртазин И.М., Т.Я.Айглова, Крысов В.И. – Герои Социалистического труда в МАССР, Суворов С.Р.- первый Герой Советского Союза из мари, Данилов А.И. и Луковникова Г.Н. – первые победители республиканского конкурса пахарей на приз «Золотой плуг», Тимофеев Н.Г. – первый кузнец художественной ковки, Ардашев В.Н. – академик, доктор медицинских наук, Р.А.Бушков первый автор книги о Мари-Турекском районе, член-корреспондент РАН военно-исторческих наук РФ. Гордимся академиком Соловьевым В.С - ученый, педагог, общественный деятель, Л.В.Решетников – поэт, лауреат Государственной премии РСФСР, А.И.Осипова – первый мастер спорта СССР по лыжным гонкам в МАССР, М.Я.Зяблицев – основатель 3-х хоров, заслуживших звание народный, В.А.Кислицын – президент РМЭ, В.Д.Кульшетов – композитор, заслуженный деятель искусств РМЭ (1995), России (2004), Н.Г.Михеев – заслуженный юрист РМЭ и РФ, В.И.Силин – гид-переводчик 1-й категории, судья международного класса по дзюдо, Н.К.Камилов – первый генерал-майор ветеринарной службы России в РМЭ. Более 30 ученых, доктор наук и профессоров, есть артисты, писатели, лауреат Государственной премии РСФСР. Богата наша сторона именитыми людьми.

Показать оригинал

Теперь только стенды рассказывают о былой славе кузницы кадров – Нартасском сельскохозяйственном техникуме, который закончили Мосолов В.П. За годы своего существования это первое в крае сельскохозяйственное учебное заведение подготовило около 5 тысяч специалистов - агрономов, ветеринаров и зоотехников. Здесь получили путевку в большую науку Титов А.Е. – первый редактор журнала «Пчеловодное дело», основатель промышленного пчеловодства в СССР, профессор Щеклеин С.Л., доктора наук А.П.Шехурдин, С.Н.Ласточкин, В.П.Винокуров, С.Г.Порфирьев и многие руководители районов и республики

Показать оригинал

Зал боевой славы

В отделе истории советского периода экспозиции рассказывают историю района с октября 1917 г до афганской войны. Об эпизоде ВОВ рассказывает богатый материал «Курсанты Подольского училища из Мари-Турекского района», подробно и с любовью оформленного бывшим директором музея Г.С.Золотых, который курсантом встретил войну. Здесь его фотография и 25 наград. 5.10.1941 летчики – истребители ПВО МВО принесли известие о походе фашистских танков к г.Юхново. Это сообщение было сильно передано в ставку, откуда последовал приказ : «Во что бы то ни стало задержать врага на 5-6 дней до прибытия подкрепления». Враг имел значительное преимущество в силе. Западный фронт был сильно растянут и фашистам удалось прорвать его.
Резервов почти нет. По тревоге были подняты два Подольских военных училища – пехотное (ППУ) и артиллерийское (ПАУ). Из них был образован сводный отряд во главе с начальником училища генерал-лейтенантом В.А.Смирновым. Его помощником и начальником артиллерии стал начальник ПАУ И.С.Стрельбицкий. Он вспоминал, что курсанты шли в атаку так, как будто всю жизнь ждали этого момента. «Их было немного, но это была буря, ураган, способный снести на своем пути все». И фашисты бежали, несмотря на пятикратный перевес в силе. Беззаветная смелость горстки юных героев не смогла сдержать наступление механизированного корпуса. 10 октября курсанты закрепились на Ильинском рубеже. Начались бои, каждый из них был подвигом. Память о Подольских курсантах увековечена памятниками в с. Ильинском, г. Подольске , Обнинске, Йошкар-Оле и в Эстонии.

Показать оригинал Показать оригинал
Мы гордимся нашими боевыми генералами : Балыков Г.М. из Мари-Билямора, Мальцев П.В. из д. Водонер, Конышев И.К из д. Руйка, Распопин М.П. из д. Пумарь, молодой генерал Симонов М.Г из починка Хлебниково (Васенцы) воевал в Афганистане. После выхода в свет книги «Турекская сторона» разведчик Мартынов В. написал : «В список ваших генералов можете включать уроженца п. Мари-Турек, моего брата Майорова А.М.»
Показать оригинал
Из Мари-Турекского района ушли на фронт 15439 человек, из них 1434 человека погибло в боях, 3390 человек пропали без вести, 596 человек умерло от ран, 11 человек получили звание ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. На стенде «Герои Советского Союза» описаны подвиги одиннадцати наших земляков уроженцев Мари-Турекского района. О подвиге каждого можно узнать на фото-стенде, среди них первый Герой Советского Союза из мари Суворов Сергей Романович из д. Большая Вочарма.

Показать оригинал

Стенд «Все для фронта, все для победы» рассказывает об участниках трудового фронта. Как работали на лесозоготовках, тракторах, сдавали свои сбережения. Фронт и тыл превратились в единый лагерь борьбы с ненавистным врагом – фашизмом. Женскую тракторную бригаду Хлебниковской МТС возглавили М.Н.Багаева. Она много лет отдала делу подъема сельского хозяйства района. Ее труд отмечен высокой правительственной наградой – Орденом Красной Звезды.

Показать оригинал

«Никто не забыт, ничто не забыто». Стоят обелиски и памятники в населенных пунктах района. А обелиск д. Зяблицево стоит в чистом поле, нет деревни, исчезла. Только обелиск с именами 52 земляков говорит о том, что здесь была большая деревня. О ней написана песня, и там есть такие строки: «Будут вечно стоять обелиски, будут павшие жить средь живых ».

Показать оригинал
Показать оригинал

Но есть еще живые свидетели этой войны, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Об этом говорят стенды «Свой добрый век мы прожили как люди».

Показать оригинал

«Николаевская Хрустальная фабрика», позднее стеклозавод «Мариец» возник в 1842 году и имеет богатую историю. До 1917 года Ульяновский завод как по численности рабочих, так и по объему продукции был одним из крупнейших в крае и значительно превосходил средние заводы России. Вплоть до 90-х годов вместе с соседними стеклозаводами он был в числе единственных поставщиков стеклянной посуды и оконного стекла в Казанско-Вятском крае и Приуралье, его продукция вывозилась даже на Кавказ и в Иран. Стеклозавод «Мариец» в свое время выпускал 601 наименование продукции, четыре раза был награжден большой серебряной медалью

Показать оригинал

26 апреля 1986 – одна из самых трагических дат нашего календаря. Много лет прошло с тех пор, когда название тихого и уютного украинского городка Чернобыль вместе со страшным словом «катастрофа» вошло в сознание миллионов людей, как в России, так и ближнего зарубежья… Взрыв четвертого блока Чернобыльской АЭС – самая крупная мировая техногенная и экологическая катастрофа по последствиям для всего живого. Более тысячи своих посланцев направила для участия в работе по ликвидации катастрофы Республика Марий Эл. Из них 32 представителя нашего района и они исполнили свой долг, проявив при этом мужество и героизм. Многие награждены орденами и медалями. Об этом говорит стенд « Чернобыль память сердца».

Показать оригинал

Стенд «Афганистан живет в моей судьбе» 9 с лишним лет продолжалась необъявленная война на территории Демократической Республики Афганистан. Через ее пекло прошло свыше трех тысяч военнослужащих из Республики Марий Эл, а из нашего района 111 призывников ощутили на себе тяжесть военных невзгод, пройдя службу на афганской земле. Исполнив свой долг и проявив при этом мужество и героизм, награждены наградами. Из них 6 человек НАВЕЧНО ОСТАЛИСЬ В СТРОЮ.

Егоров Георгий Аркадьевич
Исхаков Гаян Гараевич
Ермошин Владимир Михайлович
Соловьев Николай Юрьевич
Сорокин Сергей Михайлович
Заболоцких Василий Алексеевич

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Благодаря плодотворной работе коллектива музея в выставочном зале объединены мастера ДПИ в творческий союз. Наряду с выставками мастеров с успехом проходят и персональные выставки. В картинной галерее проходят выставки художников Мари-Турекского района, учащихся детской школой искусств и не только.

Показать оригинал

Показать оригинал

Показать оригинал

Показать оригинал

Показать оригинал

Показать оригинал

Этнография

В зале этнографии представлены предметы ткачества, кухонная утварь, хозяйственная утварь, парад горшков, шествие самоваров. Предметы зала этнографии из глубины веков доносят до нас идеалы и самобытность народной красоты и культуры. Большое место в домашних промыслах занимала обработка волокнистых растений (конопля, лен), шерсти, кож домашних и диких животных, которые шли на изготовление народного костюма. Разнообразные фабричные ткани, обувь, платки, украшения могли приобретать в основном зажиточные крестьяне. Ткачество – одно из основных ремесел марийского народа с древнейших времен. Марийские девушки с детства учились изготовлять материю, шить из нее одежду и вышивать необычным своеобразным орнаментом. Для всех этих видов работ характерна четкая цикличность. Каждый процесс необходимо было выполнять в определенное время. Главные орудия и технологические приемы по обработке конопли и льна, прядения, ткачества у марийцев были такими же, как и у других народов Поволжья. Характерной чертой ткачества марийцев является использование ткацкого стана с горизонтальной основой. Из конопляных, льняных ниток, разного качества ткали холст нескольких сортов, предназначавшийся для различных форм костюма и текстиля домашнего обихода. Например, из конопли первого ткали грубые холсты, которые шли на изготовление мешковины, пологов, портянок. Из второго начеса ткали холсты для мужской, детской одежды, кафтанов, штанов.
Самый лучший сорт ( остаток пучка) шел на изготовление холстов для головных уборов, женской и праздничной одежды. Марийские женщины были весьма искусны в ткацком деле, на одном и том же станке они могли выткать 12 сортов холста. Ткани для одежды имели в основном полотняное и саржевое переплетение нитей. Традиция изготовления преимущественно белых домашних тканей для одежды у луговых марийцев преобладала в первой половине XX века, так как эта этнографическая группа с древности сохраняла специфическую особенность народного костюма - белый цвет. На ткачество восточных марийцев большое влияние оказали пестрядинные ткани татар. Которые применяли и мужском и элементах женского костюма. Для тканья тесьмы, поясов марийки использовали специальный небольшой станок, квадратные дощечки с отверстиями на углах. Большое значение в домашних промыслах имела обработка шерсти, так как теплую одежду шили из домашних шерстяных и полушерстяных тканей. Шерсть к прядению готовили специалисты-шерстобиты. Обработанную шерсть пряли на прялках и самопрялках. Из готовой шерсти вязали варежки, шарфы, носки, валяли шляпы различных форм и валенки.
Из шерстяной пряжи ткали сукно, полушерстяную ткань изготавливали наполовину из шерстяных и конопляных нитей. Для получения плотности и ворса сотканную шерстяную ткань поливали горячей водой и мяли в ступе. После того как пряжа готова, ее красили. Среди марийцев это был хорошо развитый промысел. Красили и готовые ткани, главным образом сукно. Использовались различные красители: растительные, минеральные и смешанные (растительно-минеральные). Для укрепления красок использовали (соль, щелочь ).Основным способом было заквашивание ниток в красильном растворе. Для крашения пряжи чаще применяли растительные красители: цветы, листья и корни трав, а также листья и кору деревьев. В цветовой гамме вышивки преобладающим был красный. Основным способом было заквашивание ниток в красильном растворе.

Показать оригинал

ВЫШИВКА
Холст отбелен , платье сшито. Оставалось ее задекорировать. И тут уже можно поговорить о вышивке! По мнению древних, следовало «обезопасить» все отверстия, края в одежде. Вышивка служила прежде всего оберегом, содержащая всевозможные священные изображения и магические символы. Вышивкой закрывали наиболее важные участки тела. Узор вышивки наносился на ткань без всякой канвы или рисунка, по счету нитей. Для вышивания марийки использовали иголки, деревянную швейку. Старинная марийская вышивка – это искусство, творчество и великий труд, Каждая вышивальщица старалась показать свое мастерство, фантазию. В старинной вышивке нет точных повторений узоров, все они выполнены очень аккуратно, без единого узелка. По узорам вышивки мы можем определить формы деревьев, цветов, листьев, фигуры животных, птиц, человека, т.е. всю окружающую природу мы можем увидеть на холсте. Вышивку следует воспринимать как древний текст с сокровенной информацией. (Например, линией «косая стежка» женщина вышивала берега реки, в виде зигзага саму речку - она течет, извивается. Вышивая женщина думала, пусть моя жизнь течет также спокойно, как эта река. Птица считалась воплощением света и жизни, изображение дерева жизни, двух птиц или двух животных, служило знаком семьи. Лошадь символизировало благосостояние. Изображение лебедей выдают заветные мечты о красоте, любви и верности. Изображение головы барана, рогов оберегали от зла и болезней. Олень, оленьи рога символизируют удачу)

Показать оригинал

Показать оригинал
У марийцев издавна была развита выделка шкур домашних и диких животных. Процесс производства заключался в следующем: шкуры промывали, затем соскабливали с них остатки сала и мяса; после чистки шкуры погружали в кислый раствор из ржаной или овсяной муки, затем сушили, мягчили, подвергали процессу мелования. Дубление сыро-мятных кож производили раствором из дубовой или ивовой коры. Овчины красили в красноватый и черный цвета. С развитием капитализма появились кожевенные заводы, куда крестьяне отдавали сырье и получали готовую продукцию.

КОЛЫБЕЛИ
В прошлом у марийцев семьи были многодетными. Только семья, имеющая много детей, считалась счастливой. Зыбку (шепка, шÿпка) мастерили из длинной полосы липового луба. Дно зыбки также делали из лыковых полосок, которые переплетались в виде решетки. Поверх дна настилали солому, пеленки. К зыбке с боков прикреплялись две дуги, которые привязывались с помощью веревки к длинной жерди. Жердь (шÿпка вара) крепили к потолку на женской половине избы с помощью кольца. Появление новорожденного было радостным событием в семье. Особенно много волнений и вопросов вызывало оно у маленьких детей. Некоторые родители, повесив зыбку, клали в нее колотушку или колодку для лаптей и заворачивали в одежду. Ребенка старались заносить в избу и положить в зыбку незаметно, чтобы не переполошить маленьких детей. Новорожденного показывали им только на следующий день, объясняя при этом, что предмет, положенный в зыбку, ожил и превратился в ребенка. Восточные марийцы говорили своим детям, что новорожденного случайно вычерпнули ведром из родника. В прошлом марийцы очень боялись сглаза, порчи младенцев, поэтому старались их не показывать посторонним. В целях защиты ребенка использовались различные обереги. Девочке в зыбку могли положить ножницы, мальчику – нож, так как считалось, что металлические предметы оберегают от злых духов. Если младенца оставляли в избе одного, в зыбку подкладывали горбушку ржаного хлеба.

ЛАПТИ
Основная будничная обувь - лыковые лапти также производились в домашних условиях. В прошлом лапти умели плести все мужчины и даже некоторые женщины. Липовое лыко мочили в воде несколько суток, затем разбивали на узкие полоски. Орудиями для изготовления лыковой обуви служили деревянные колодки разных размеров, металлический кочедык с деревянной рукояткой и остро отточенный нож. Марийские лапти йондал имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком Лапти десятками продавались на местных рынках.

Показать оригинал

САМОВАРЫ
Судя лишь по своему названию «самовар» - чисто русское изобретение. Конечно, некие устройства для кипячения воды были и в глубокой древности у разных народов, но в том виде, каком мы знаем самовар сейчас, он появился именно в России. Появлению самовара способствовали 2 фактора – развитие медеплавильной промышленности на Урале и знакомство русского народа с чаем из Азии. До чая русские пили напиток из мёда и местных трав – сбитень. А для его приготовления использовали прообраз самовара – чайник с трубой внутри, в которую засыпались горячие угли, для подъёма температуры использовалось поддувало. Устройство так и называлось «сбитенник».

Показать оригинал

ГОНЧАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ПАРАД ГОРШКОВ
Пластичность глин использовалось человеком еще на заре его существования. Наиболее ранними способами изготовления сосудов в древности были обмазка глиной плетеных корзин (выгоравших при обжиге) или «выскребание» сосудов из цельных комьев глины. Другие примитивные способы «выбивание» сосуда из кома глины с помощью колотушки и наковаленки, лепка его из отдельных пластин и др. Однако посуда из необожженной глины очень хрупка и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твердой, как камень, и не размывалась дождем. Возможно, это наблюдение и надоумило человека обжигать посуду на костре. Как бы то ни было, но обожженная в костре глина была первым в истории человечества материалом, который получил название керамика.
Первоначально основным видом керамики была посуда для хранения запасов и варки пищи. Варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов.
Гончарство может быть поставлено в ряд таких великих изобретений, как пользование огнем. С развитием техники отформованные и высушенные глиняные изделия стали обжигать уже не в кострах и домашних печках, а в специальных печах горнах. А до этого был изобретен гончарный круг. Считается, что изобретатель круга жил в Вавилоне в IV тысячелетии до н.э. затем гончарный круг появился в Египте, Индии, Греции. В Европе он стал известен в 500-е годы до н.э.
В нашем музее находятся гончарные изделия разного ассортимента, которые относятся к началу XX века, в основном терракотовые – т.е. нерасписанные, они были собраны в деревнях и селах, использовались в домашнем хозяйстве в качестве повседневной посуды и утвари. Тем не менее они представляют для посетителей, особенно для детей и молодежи, несомненный познавательный интерес.
По количеству предметов больше всех кринок (их еще называют горлачами) разной формы. Имеются миски, горшки, корчаги, кувшины, разнообразные сосуды под мед, квас и других напитков. Поверхность части предметов отполирована способом лощения, целиком или частично покрыты глазурью. На некоторых изделиях нанесены узоры из полос и волнистых линий.
Чтобы защитить изделие от проникновения влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали покрывать их тончайшим слоем стекла – так называемой глазурью. Для получения самой простой и доступной глазури используют толченое бутылочное стекло, превращенное в порошок в виде муки. Постоянно помешивая, стеклянный порошок высыпают медленно в посуду с жидким крахмальным. Глазурь наносится на поверхность изделия кистью, а так же окунанием и обливанием. После того как глазурь высохнет, изделие обжигается. При высокой температуре клей выгорает, а частицы стекла оплавляются и тонким слоем покрывают керамическое изделие.В руках талантливых гончаров обычные вещи превращаются в истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Не зря же сложилась поговорка: «Небоги горшки обжигают, а мастера».
От лучины до лампы дневного света
Перенесёмся мысленно на многие тысячи лет назад и попробуем проследить долгую историю развития осветительных средств. Представим себе первобытного человека, сидящего у костра и изготовляющего орудие труда. Можно ли, однако, назвать костёр первым источником света? Да - потому что костёр давал свет, и при его свете мог работать первобытный человек. Но все же, главное его значение всё-таки давать тепло, согревать, служить для приготовления пищи. И правильнее будет утверждать, что первый источник света, который человек изобрёл именно для получения света, это головня – сухая зажжённая ветка. Головня, как источник света, была, конечно, много удобнее костра. Но ветку, даже сухую, не так просто зажечь, да и загоревшись одна, вне костра, она легко гаснет. Усовершенствование горящей головни пошло по двум направлениям. Первое привело к изобретению лучины, второе - факела. Люди заметили, что ветку легче зажечь, чем она тоньше и суше, и тогда стали заменять ветки тонкими щепками, откалывая их от сухого полена и укреплять их в специальной подставке. Так появилась лучина. Факел появился в результате наблюдений, которые привели к выводу, что особенно хорошо горят смолистые ветки. Сначала для освещения выбирались просто ветки смолистых деревьев, но затем в конце ветки стали нарочно создавать небольшое углубление, куда помещалась смола. Есть все основания утверждать, что факел стал родоначальником целого ряда более совершенных осветительных устройств. От факела люди перешли к другим, более удобным источникам света. Но у факела был большой минус, горела, главным образом смола, но и дерево обгорало, и факел портился. Таким образом, от сжигания дерева перешли к сжиганию смолы в чистом виде. Когда под руками не было смолы, жгли жир, сало или растительное масло. Но не всякий жир легко зажечь. Попробуйте, налив подсолнечное масло в блюдце, поджечь его спичкой. Вам это не удастся. Однако тряпка, смоченная тем же маслом, легко загорается. Наблюдения такого рода привели к изобретению фитиля. В чашку с маслом стали погружать пучок растительных волокон или верёвку, конец которой, лежащий на крае чашки, поджигался. Так появилась лампада. Далее чаше, придали форму чайника, через носик которого пропускался фитиль. Так выглядела первая лампа. Но всё же лампы с фитилём сильно коптили. Только в конце пятнадцатого века знаменитый итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи изобрёл ламповое стекло. Ламповое стекло усиливает тягу, помогает притоку свежего воздуха к пламени и повышает яркость пламени, уменьшает чад и копоть. К сожалению, стекло Леонардо да Винчи, было… железным. Им нельзя было окружить пламя. И пройдут ещё столетия до изобретения настоящего лампового стекла. Начиная с девятнадцатого века, получают широкое применение свечи. Материалом для них служат воск и сало. Но сало для свечи – горючее не более удобное, чем растительное масло для лампады. Свеча коптила и нагорала, и для снятия нагара приходилось непрестанно пользоваться специальными щипцами. Наконец, в девятнадцатом веке, из сала научились выделять твёрдую составную часть – стеарин. Они оставались твёрдыми, не пачкали рук, с неё не надо было снимать нагар, и горела свеча гораздо ярче. В то время как для свечей стеарин заменил сало, для ламп также было найдено боле удобное горючее. Это – керосин. Проводя многочисленные опыты и исследования, учёные приходят к выводу, что и сало, и масло, и стеарин, прежде чем сгореть, испаряются и превращаются в газ. Так не лучше ли подводить к осветительной горелке уже заранее подготовленный газ? Оказалось, что уголь при нагревании без доступа воздуха выделяет горючие газы (углеводороды). На газовом заводе уголь загружается в реторту, вделанную печь. Реторта закрывается и нагревается. Выделяющийся из угля газ собирается в газгольдере и направляется по трубам к потребителю. Потребителю стоит только повернуть кран и поднести спичку, чтобы газ загорелся, и помещение осветилось. Основанием новому, высшему этапу развития светотехники положила Россия. В 1802 году профессор Медико-хирургической академии Василий Владимирович Петров открыл, что при разведении двух углей, соединённых с полюсами гальванической батареи, на небольшое друг от друга расстояние, между углями возникает яркий белый свет. Но угли быстро сгорали, и их приходилось постоянно регулировать. Радикальное решение нашёл русский электротехник Павел Николаевич Яблочков. Угли он расположил не один над другим, а рядом, параллельно, изолировав их друг от друга, прослойкой глины. По мере сгорания углей, испарялась и глина, а дуга продолжала гореть, пока угли не сгорали до конца. Яблочков назвал своё изобретение свечой. Их стали применять для освещения улиц, площадей, магазинов, театров.

Показать оригинал Дальнейшим шагом было изобретение лампы накаливания, и создал её тоже русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин. Он создаёт лампу с вольфрамовой нитью, помещённой в стеклянный баллон, из которого выкачан воздух. Таким образом, благодаря трудам русских учёных и электротехников, мир получил новые источники света. Электрический свет, русский свет пришёл на смену свечам, керосину и газу.....

Домашняя утварь
Для изготовления изделий домашней утвари (чашки, блюда, солонки, сосуды для жидкостей, кадушки, боченки, корчаги, воронки, ступы малого и большого размеров, ложки, маслобойки, корыта, колоды и другие) использовали в качестве основного материала дерево. Утварь по способу изготовления подразделялась на 4 вида: клепочные изделия; утварь долбленая с цельным дном; посуда со вставным дном; утварь токарного производства. Для ее изготовления использовались различные породы деревьев, чаще липа, береза, дуб, клен, иногда осина, яблоня. Инструментом для изготовления утвари были топор, нож, молоток, различные долота, скобель. Для изготовления бытовых предметов использовали бересту и липовый луб. Из бересты делали туеса, коробки для рукоделий, сумки, кузова, солонки, кошели, табакерки, крошни и т.д.

Показать оригинал

Показать оригинал

ТУЕСКИ И ПОСУДА ИЗ БЕРЕСТЫ
Плотная эластичная береста, была надежным хранилищем для различных продуктов, одежды и других тканых изделий. Сосуды из бересты не пропускали влагу, поэтому в них могли храниться моченая ягода и, возможно, напитки. Из бересты изготавливали рукоятки ножей, которые не только были долговечны, но и могли, как поплавок, удерживать нож на воде, если его случалось уронить. Кроме того, кора березы обладает и очень сильными антисептическими свойствами. Она содержит особое вещество (ионы серебра), которое используется в медицине для пропитки бинтов. Известно, например, что в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. И благодаря этим бактерицидным свойствам наши предки интуитивно использовали берестяную утварь для хранения продуктов. В них хранили, например, молоко, которое могло не прокисать две недели, а также рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими. В крупе и муке, хранящейся в берестяном туеске, никогда не заведется жучок, кроме того, береста обладает свойством забирать из этих продуктов излишнюю влагу.